Всероссийская акция "Сообщи, где торгуют смерти"
Профилактические мероприятия в рамках второго этапа межведомственной комплексной оперативно-профилактической операции "Дети России-2023"
ОРГАНИЗАЦИЯ СПТ
Социально-психологическое тестирование:
что это и зачем оно нужно?
С 2013 года в образовательных организациях Российской Федерации на основании Федерального закона № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» (далее Закон) осуществляется социально-психологическое тестирование обучающихся 13-18 лет, направленное на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ (Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 20.02.2020г. №239).
В соответствии со статьей 53.4 Закона раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, включает в себя два этапа:
- социально-психологическое тестирование обучающихся в образовательной организации (далее СПТ);
- профилактические медицинские осмотры обучающихся.
Цель тестирования: «Оценка степени риска вовлечения личности в зависимое поведение».
Тревоги родителей часто связаны со склонностью и готовностью их детей совершать рискованные поступки. Тяга к риску это часть развития личности: период, когда ребенок должен выйти за пределы семьи, встретиться с внешним миром и начать принимать самостоятельные решения. Подросток хочет быть самостоятельным, считая себя «уже взрослым». Однако, подросткам трудно разобраться в моделях взрослости, но они точно знают, что взрослому можно и даже иногда нужно рисковать.
Риск бывает разным. Можно выделить 2 модели рискованного поведения подростков.
Модель 1. Подросток рискует с целью получения позитивного опыта для дальнейшей жизни. Например, выбирая занятия и задания повышенной сложности в учебной деятельности: участвуя в походах, квестах, вступая в волонтерские отряды, организуя собственные социальные объединения и др. Такое рискованное поведение, помогает научиться достигать поставленные цели, преодолеть страхи, развить новые качества личности, влиться в социум.
Модель 2. Подросток, желая пережить острые ощущения, испытать себя, выделиться, выбирает виды деятельности, опасные для жизни и здоровья. К ним относятся: употребление наркотиков, алкоголя, нарушение общепринятых правил, законов и т.д. В этом случае подростки ищут или сами создают условия для явной угрозы жизни: балансируют на краю крыши, перебегают рельсы перед близко идущим поездом, пробуют тяжелые и опасные наркотики и т.п. Негативные последствия такого поведения их не останавливают.
Скорее всего, Вы скажете: «Это точно не про моего ребенка!». Так думают, и должны думать 99% родителей! Но, нет гарантий того, что модель 2, не встанет на пути взросления Вашего ребенка.
Что же необходимо знать родителю для того, чтобы предотвратить такое развитие событий?
Факторы риска: социально-психологические условия, повышающие угрозу вовлечения в зависимое поведение, например, наркотическую зависимость.
Факторы защиты: обстоятельства, повышающие социально-психологическую устойчивость к воздействию факторов риска.
Иначе говоря, родителям важно: во-первых, научить ребенка рисковать в пределах границ, безопасных для жизни, а также справляться с жизненными и психологическими проблемами; во-вторых, самим научиться замечать, распознавать и предотвращать включение ребенка в ситуации опасные для его жизни.
Правовая база СПТ и информационно-просветительские материалы:
Приказ об организации СПТ
Информационное добровольное согласие обучающегося на участие в СПТ
Информационное добровольное согласие родителей